Мозжечковая стимуляция | Доктор Квант

Мозжечковая стимуляция в логопедии-дефектологии и нейрокоррекции

Мозжечковая стимуляция в логопедии-дефектологии и нейрокоррекции

Мозжечковая стимуляция в логопедии-дефектологии и нейрокоррекции

Мозжечковая стимуляция глазами логопеда

Одним из современных методов коррекции различных нарушений в речевом и психическом развитии ребенка является метод мозжечковой стимуляции. Мы успешно используем его в коррекционно-логопедической работе с детьми, у которых наблюдаются:

  • задержка речевого и психического развития;
  • синдром дефицита внимания и гиперактивность;
  • проблемы школьного обучения (письма и чтения);
  • аутистические черты;
  • нарушения координации движений;
  • низкая работоспособность и быстрая утомляемость;
  • недостаточная сформированность процессов памяти и внимания;
  • и других речевых нарушениях.

На практике мы видим, что детям трудно сочетать манипулятивные действия с предметами на балансировочной доске с выполнением речевых заданий. Движения становятся не точными, теряют динамичность, затрудняется решение вербальных задач. Это говорит о нарушении способности к восприятию и обработке сенсорной и двигательной информации, функции которые выполняет мозжечок.

Как же стимуляция мозжечка улучшает речевое развитие ребенка?

На коррекционных занятиях в зависимости от уровня речевого развития и координационных умений мы или совмещаем упражнения на балансировочной доске с речевыми упражнениями, или мозжечковая стимуляция претворяет логопедическое занятие.

Для всех детей с патологией речи характерны нарушения моторного планирования, выраженные в артикуляционных расстройствах, трудностях серийно-последовательных построений (слоговая структура слова, звуко-слоговой анализ и синтез, письмо, чтение) и темпо-ритмической организации речи. Выполняя действие на балансировочной доске, ребенок одновременно проговаривает слова или словосочетания на заданный класс слоговой структуры, автоматизирует поставленный звук, определяет место звука в слове, придумывает на заданный звук слова, повторяет скороговорки и т.д.

Поскольку при выполнении упражнений постоянно требуется включение функций моторного планирования и поддержания баланса, слуховых и зрительных функций, неизбежно улучшается внимание и возникает состояние включенности когнитивных процессов.

Произвольное внимание необходимо для успешного овладения речевыми навыками. Нарушения слухового внимания и речевого восприятия так же компенсируются при использовании игр на развитие фонематических процессов при выполнении заданий на балансировочной доске.

Особенно это актуально для детей с 1-ым уровнем речевого развития, сочетанном дефекте при аутизме, задержке психо-речевого развития.

Для младших школьников важна мотивационная сторона обучения. Метод мозжечковой стимуляции способствует формированию эмоционально-волевой сферы, коррекции поведения. Игровая (не учебная) форма, дух соперничества (с собственным результатом), возможность выбирать уровень сложности, сочетание с технологией ТРИЗ – это некоторые из способов, которые мы используем в методе мозжечковой стимуляции для создания у ребенка уверенности в себе и желании повысить свою школьную успеваемость.

Безусловно, метод мозжечковой стимуляции уникален, но наилучшие результаты он дает в комплексной терапии и сочетании с логопедическими занятиями.

Так же мы знаем, что мозжечок – самый быстрый отдел мозга, в котором перерабатывается вся информация, полученная от других отделов. Это в свою очередь заставляет мозг образовывать новые нейронные связи, необходимые для решения тех или иных задач.

Большинство упражнений на балансирующей доске пересекают среднюю линию тела, многократное повторение которых приводит к значительному улучшению межполушарного взаимодействия. А это является необходимой предпосылкой для формирования речи и других психических процессов.

Мозжечковая стимуляция глазами нейропсихолога

Сначала давайте разберемся: что же такое мозжечок? Мозжечок – очень важный отдел мозга, который находится в глубинных структурах головного мозга , он отвечает за координацию движений и связан со всеми структурами нервной системы.

Часть мозжечка занята тем, что обеспечивает человеку возможность поддерживать равновесие, а другая его часть отвечает за действия и эмоции. У мозжечка есть так называемые мозжечковые полушария и они в свою очередь принимают активное участие в формировании и развитии ума!

В мозжечке содержится очень много ,более 50 % клеток , в отличие от других отделов головного мозга. Главная особенность мозжечка в том, что он всегда находится «на связи» с лобными отделами головного мозга , следовательно он контролирует и движение, и восприятие.

Что же происходит, когда работа мозжечка идет неправильно? Происходят нарушения, связанные со способностью ребенка к обучению, именно поэтому многие обращаются к нейропсихологу, когда сталкиваются с трудностями у школьников.

Таким образом, мозжечковая стимуляция – серия реабилитационных методик, которые направлены на стимуляцию работы ствола мозга и мозжечка.

Как проходит мозжечковая стимуляция

Данная процедура проходит в интересной и игровой форме. Ведь все знают, чтобы создать мотивацию у ребенка, необходимо делать занятия интересными и успешными.

Занятия проводится 2-3 раза в неделю на балансировочной доске. Они абсолютно безопасны.

Кому нужна мозжечковая стимуляция

Она нужна всем детям, в особенности деткам с диагнозом СДВГ, РАС, координаторными нарушениями и трудностями регуляции мышечного тонуса, а также с поведенческими проблемами (сложности саморегуляции), проблемами письма, чтения и счета. Как мы видим, от правильности работы мозжечка зависит как когнитивная сторона, так и поведенческая.

Могу отметить, что после занятий у некоторых детей повышается самооценка, потому что он может выполнять сложные упражнения, которые будут недоступны его одноклассникам. Также, мозжечковая стимуляция полезна, если ребенок не умеет ездить на велосипеде, лыжах, а подростку поможет улучшить навыки владения сноубордом.

Как понять, что у ребенка есть проблемы, связанные с неправильной работой мозжечка

Если ваш ребенок рассеянный, неуклюжий, у него нарушена координация движений, его укачивает в машине – все это признаки нарушений.

Что улучшается после занятий

  • Восприятие устной и письменной речи
  • Навыки механического чтения
  • Математические способности
  • Все виды памяти и внимания
  • Спортивные навыки, выносливость
  • Самооценка
  • Формируется произвольная регуляция деятельности

Занятия рекомендуется начинать в возрасте 3-4 лет, курсом в 10-15 занятий. Как показывает практика, хоть детский мозг очень пластичен, чем раньше начать коррекционные мероприятия, тем выше будет результат.

Сама по себе методика значительно повышает эффективность занятий, как с нейропсихологом , так и логопедом, дефектологом.

Хотелось бы отметить, что перед проведением занятий, необходима консультация специалиста.

Как нейропсихолог, я часто совмещаю нейрокоррекцию и мозжечковую стимуляцию, мы можем начать с ребенком с занятий на доске, затем перейти на другие упражнения.

Все подробности по телефону:

+7 (495) 114-14-95

 

Адрес: Одинцово,Садовая 3-б,Бизнес центр “Одион”



Записаться на приём