11 Фев Мозжечковая стимуляция в логопедии-дефектологии и нейрокоррекции
Одним из современных методов коррекции различных нарушений в речевом и психическом развитии ребенка является метод мозжечковой стимуляции. Мы успешно используем его в коррекционно-логопедической работе с детьми, у которых наблюдаются:
- задержка речевого и психического развития;
- синдром дефицита внимания и гиперактивность;
- проблемы школьного обучения (письма и чтения);
- аутистические черты;
- нарушения координации движений;
- низкая работоспособность и быстрая утомляемость;
- недостаточная сформированность процессов памяти и внимания;
- и других речевых нарушениях.
На практике мы видим, что детям трудно сочетать манипулятивные действия с предметами на балансировочной доске с выполнением речевых заданий. Движения становятся не точными, теряют динамичность, затрудняется решение вербальных задач. Это говорит о нарушении способности к восприятию и обработке сенсорной и двигательной информации, функции которые выполняет мозжечок.
Как же стимуляция мозжечка улучшает речевое развитие ребенка?
На коррекционных занятиях в зависимости от уровня речевого развития и координационных умений мы или совмещаем упражнения на балансировочной доске с речевыми упражнениями, или мозжечковая стимуляция претворяет логопедическое занятие.
Для всех детей с патологией речи характерны нарушения моторного планирования, выраженные в артикуляционных расстройствах, трудностях серийно-последовательных построений (слоговая структура слова, звуко-слоговой анализ и синтез, письмо, чтение) и темпо-ритмической организации речи. Выполняя действие на балансировочной доске, ребенок одновременно проговаривает слова или словосочетания на заданный класс слоговой структуры, автоматизирует поставленный звук, определяет место звука в слове, придумывает на заданный звук слова, повторяет скороговорки и т.д.
Поскольку при выполнении упражнений постоянно требуется включение функций моторного планирования и поддержания баланса, слуховых и зрительных функций, неизбежно улучшается внимание и возникает состояние включенности когнитивных процессов.
Произвольное внимание необходимо для успешного овладения речевыми навыками. Нарушения слухового внимания и речевого восприятия так же компенсируются при использовании игр на развитие фонематических процессов при выполнении заданий на балансировочной доске.
Особенно это актуально для детей с 1-ым уровнем речевого развития, сочетанном дефекте при аутизме, задержке психо-речевого развития.
Для младших школьников важна мотивационная сторона обучения. Метод мозжечковой стимуляции способствует формированию эмоционально-волевой сферы, коррекции поведения. Игровая (не учебная) форма, дух соперничества (с собственным результатом), возможность выбирать уровень сложности, сочетание с технологией ТРИЗ – это некоторые из способов, которые мы используем в методе мозжечковой стимуляции для создания у ребенка уверенности в себе и желании повысить свою школьную успеваемость.
Безусловно, метод мозжечковой стимуляции уникален, но наилучшие результаты он дает в комплексной терапии и сочетании с логопедическими занятиями.
Так же мы знаем, что мозжечок – самый быстрый отдел мозга, в котором перерабатывается вся информация, полученная от других отделов. Это в свою очередь заставляет мозг образовывать новые нейронные связи, необходимые для решения тех или иных задач.
Большинство упражнений на балансирующей доске пересекают среднюю линию тела, многократное повторение которых приводит к значительному улучшению межполушарного взаимодействия. А это является необходимой предпосылкой для формирования речи и других психических процессов.
Мозжечковая стимуляция глазами нейропсихолога
Сначала давайте разберемся: что же такое мозжечок? Мозжечок – очень важный отдел мозга, который находится в глубинных структурах головного мозга , он отвечает за координацию движений и связан со всеми структурами нервной системы.
Часть мозжечка занята тем, что обеспечивает человеку возможность поддерживать равновесие, а другая его часть отвечает за действия и эмоции. У мозжечка есть так называемые мозжечковые полушария и они в свою очередь принимают активное участие в формировании и развитии ума!
В мозжечке содержится очень много ,более 50 % клеток , в отличие от других отделов головного мозга. Главная особенность мозжечка в том, что он всегда находится «на связи» с лобными отделами головного мозга , следовательно он контролирует и движение, и восприятие.
Что же происходит, когда работа мозжечка идет неправильно? Происходят нарушения, связанные со способностью ребенка к обучению, именно поэтому многие обращаются к нейропсихологу, когда сталкиваются с трудностями у школьников.
Таким образом, мозжечковая стимуляция – серия реабилитационных методик, которые направлены на стимуляцию работы ствола мозга и мозжечка.
Как проходит мозжечковая стимуляция
Данная процедура проходит в интересной и игровой форме. Ведь все знают, чтобы создать мотивацию у ребенка, необходимо делать занятия интересными и успешными.
Занятия проводится 2-3 раза в неделю на балансировочной доске. Они абсолютно безопасны.
Кому нужна мозжечковая стимуляция
Она нужна всем детям, в особенности деткам с диагнозом СДВГ, РАС, координаторными нарушениями и трудностями регуляции мышечного тонуса, а также с поведенческими проблемами (сложности саморегуляции), проблемами письма, чтения и счета. Как мы видим, от правильности работы мозжечка зависит как когнитивная сторона, так и поведенческая.
Могу отметить, что после занятий у некоторых детей повышается самооценка, потому что он может выполнять сложные упражнения, которые будут недоступны его одноклассникам. Также, мозжечковая стимуляция полезна, если ребенок не умеет ездить на велосипеде, лыжах, а подростку поможет улучшить навыки владения сноубордом.
Как понять, что у ребенка есть проблемы, связанные с неправильной работой мозжечка
Если ваш ребенок рассеянный, неуклюжий, у него нарушена координация движений, его укачивает в машине – все это признаки нарушений.
Что улучшается после занятий
- Восприятие устной и письменной речи
- Навыки механического чтения
- Математические способности
- Все виды памяти и внимания
- Спортивные навыки, выносливость
- Самооценка
- Формируется произвольная регуляция деятельности
Занятия рекомендуется начинать в возрасте 3-4 лет, курсом в 10-15 занятий. Как показывает практика, хоть детский мозг очень пластичен, чем раньше начать коррекционные мероприятия, тем выше будет результат.
Сама по себе методика значительно повышает эффективность занятий, как с нейропсихологом , так и логопедом, дефектологом.
Хотелось бы отметить, что перед проведением занятий, необходима консультация специалиста.
Как нейропсихолог, я часто совмещаю нейрокоррекцию и мозжечковую стимуляцию, мы можем начать с ребенком с занятий на доске, затем перейти на другие упражнения.
Консультирующие врачи
Закаидзе Марина Туховна
Нейропсихолог, Детский психолог
Почему мы?
Опыт работы с 2002 года
Накоплен бесценный опыт по лечению различных заболеваний у детей и взрослых
Улучшение в 100% случаев в работе с детьми
Гарантируется отчетливая положительная динамика или выздоровление ребенка
Работаем с детьми 2-х недельного возраста
Имеем огромный опыт работы с детьми в раннем возрасте
Современные аппаратные методики
Используем комплекс высокоэффективных аппаратных методик для лечения различных заболеваний
Широкий круг специалистов
Комплексное обследование специалистами различных направлений
Скидки
Существенные бонусы при комплексной программе лечения