Лечение депрессии: симптомы, стадии и терапия

Депрессия – одно из самых распространенных и, пожалуй, одно из самых обесцениваемых в обществе психических расстройств. Многие считают его ленью, блажью, потаканием слабостям. Между тем клиническая депрессия – весьма серьезное состояние, отражающееся на эмоциональном и физическом самочувствии. Тяжелая форма способна привести в том числе к суицидальным мыслям и непосредственно суициду. Если вы наблюдаете у себя или близких признаки депрессии, не пренебрегайте обращением к специалисту! Это расстройство можно вылечить, и чем раньше будет проведена диагностика и назначена терапия, тем лучше.

Что такое депрессия и чем она характеризуется

Депрессия – это не просто пониженное настроение. Симптомы депрессии включают в себя:

• уныние, потерю интереса к себе, к работе/учебе, к жизни;
  • утрату радости – то, что раньше приносило позитивные эмоции, больше их не приносит;
  • хроническую усталость, отсутствие сил, энергии, усталость уже с утра;
  • чувство бесцельности всего вокруг – от конкретных действий до жизни в целом;
  • негативные ожидания от будущего;
  • пониженную самооценку;
  • чувство вины;
  • ощущение беспомощности, безнадежности;
  • снижение памяти, трудности с концентрацией, человеку как будто становится сложнее думать;
  • бессонницу и иные нарушения сна;
  • головные боли;
  • боли в спине и пояснице (особенно у женщин);
  • потерю аппетита или, напротив, повышенный аппетит, стремление «заесть уныние». Некоторые также пытаются заглушить его алкоголем или наркотиками, что только усугубляет состояние.

Также может наблюдаться двигательная заторможенность, особенно при тяжелой форме. Среди сопутствующих состояний – болезни желудочно-кишечного тракта, язва желудка, гипертоническая болезнь. Если расстройство связано со страхом, оно негативно влияет на работу почек и щитовидной железы. В целом депрессия способна ударить по многим системам организма, так же как и некоторые соматические заболевания способны к ней привести.

Она негативно сказывается на самочувствии, не позволяет полноценно работать/учиться, вести нормальный образ жизни. По оценкам ВОЗ, депрессия – одна из основных причин временной потери трудоспособности.

Причины депрессии

Точные механизмы развития и стадии депрессии науке пока неизвестны. Причины же могут быть различны:

• травмирующее событие – трагедия в жизни, физическое или моральное насилие, психологическая травма и т.д. Такая депрессия называется реактивной, то есть связана с реакцией на событие. С течением времени способна пройти самостоятельно, но не всегда, особенно если речь идет о чем-то, произошедшем давно, но не проработанном, а просто подавленном и вытесненном;
  • длительное нахождение в стрессовых ситуациях;
  • гормональные сбои или изменения (в т.ч. подростковые гормональные изменения, климакс);
  • личностная предрасположенность – мнительность, пессимизм, дистимные черты личности;
  • повреждение тканей мозга;
  • некоторые заболевания. Например, болезнь Паркинсона, при котором погибают клетки, ответственные за выработку гормона радости – дофамина;
  • прием некоторых лекарств (скажем, бета-адреноблокаторов);
  • послеродовая депрессия – связана с гормональными перестройками в организме после родов и резкой сменой образа жизни.

причины депрессии

Достаточно большое число расстройств относят к эндогенным. Это значит, что они, скорее всего, вызваны внутренними факторами, но установить точные причины депрессии не представляется возможным.

Виды депрессивных расстройств

Существует несколько видов депрессивных расстройств. «Классической» можно назвать тоскливую депрессию. Кроме нее выделяют:

• тревожную – помимо перечисленных выше симптомов, пациента преследует тревога – он боится, что случится что-то плохое, умрут или заболеют близкие, произойдет некая катастрофа, он лишится источника доходов и т.д.;
  • апатическую – значительного снижения настроения может не быть, однако пациент испытывает апатию к жизни, к окружающему, к тому, что он делает и что его раньше увлекало. Отмечается отсутствие эмоций и должных реакций на происходящее – как положительных, так и отрицательных;
  • отягощенную психотическими проявлениями – бредом, галлюцинациями и т.д.;
  • атипичную – часто характеризуется повышенным аппетитом и/или сонливостью, колебаниями настроения;
  • маскированную, или депрессию без депрессии – при таком состоянии нет собственно сниженного настроения. Оно скрывается за соматическими симптомами – бессонницей, паническими атаками и др.

Распространенность депрессивных состояний

Согласно информации ВОЗ от 03.2018, по всему миру депрессией страдает 264 млн человек. Ежегодно 800 тыс. человек совершает самоубийство из-за данного состояния. ВОЗ отмечает, что в 2017 году 5,5% от населения России сталкивалось с депрессией. Практика нашего центра показывает, что она становится еще более распространенной во время пандемии. Сейчас депрессивные расстройства наблюдаются не только у взрослых, но и у детей, хотя раньше такие случаи были весьма редки.

Часто это состояние встречается у подростков – из-за гормональной перестройки, на которую накладываются серьезные стрессы – общая неопределенность будущего, сложности в учебе, давление со стороны родителей/учителей, проблемы в школе и/или отношениях и т.д.

У женщин депрессия диагностируется чаще, чем у мужчин. Это может быть связано с гормональными изменениями, например, во время климакса. С другой стороны, возможно, женщинам чаще ставят соответствующий диагноз, потому что они скорее обращаются к медицинской помощи при признаках депрессивного расстройства. По оценкам ВОЗ, мировых и российских специалистов, значительная доля пациентов с депрессией не получают необходимого лечения, в том числе потому что не идут к врачам.

Диагностика и лечение депрессии

Депрессия диагностируется неврологом или психиатром – оценка производится исходя из общего соматического состояния пациента. Эти же специалисты – как и психотерапевт – при необходимости назначают медикаментозное лечение. Только антидепрессантов может быть достаточно, например, если депрессивное расстройство – побочный эффект от приема других препаратов. Однако в большинстве случаев лучшее лечение депрессии – комплексный подход, включающий терапию, некоторые аппаратные методики и пр.

как избавиться от депрессии

Важно также отметить, можно ли вылечить депрессию полностью. Дело в том, что многие пациенты, у которых расстройство было в тяжелой форме, впоследствии сталкиваются с рецидивами, и оно становится хроническим. Это еще одна причина, почему не стоит пускать ситуацию на самотек и ждать, пройдет ли депрессия сама. Впрочем, даже при тяжелой форме можно добиться стойкой ремиссии. Важно обратиться к врачу и начать лечение.

Методы лечения в центре Доктор Квант

В нашем центре лечением депрессии занимается целый ряд специалистов. В первую очередь это невролог. Он осматривает пациента, фиксирует симптомы, разбирается, какие из них вызваны депрессией, а какие имеют иную природу (например, головные боли или дискомфорт в животе). Врач старается выявить причину расстройства и составляет программу лечения. В зависимости ситуации, она может включать в себя различные препараты – необязательно антидепрессанты, но и, например, ноотропы, анксиолитики. В большинстве случаев задача медикаментов – дать пациенту достаточно психических и энергетических ресурсов, чтобы разобраться с истинными причинами депрессии, поэтому обычно невролог назначает групповую или индивидуальную терапию у психолога (для детей – у детского психолога).

Психологи помогают проработать травмы, найти истинные причины страхов, тревоги, подавленных эмоций, обнаружить и разрешить внутренние конфликты, наладить отношения с собой и окружающими. Благодаря работе с ними улучшается самочувствие, настроение, когнитивные функции. Мы задействуем и психогенетика – специалиста, работающего на стыке психологии и генетики. Он рассмотрит, как генетические особенности влияют на реакции, настроения, поведение и пр., и подскажет, как можно нивелировать черты, негативно сказывающиеся на пациенте.

Помимо основных, типичных методов лечения, мы также задействуем дополнительные, которые помогают быстрее добиться улучшений, стабилизировать состояние и избежать рецидивов. Часто невролог рекомендует пройти курс биоакустической коррекции – это воздействие на мозг звуковыми волнами. БАК способствует более активной выработке серотонина – гормона радости. Обычно его недостаток компенсируют антидепрессантами, однако лучше, чтобы мозг сам вырабатывал необходимые вещества – это более эффективно отражается на состоянии пациента, плюс не будет лекарственной зависимости, синдрома отмены, побочных эффектов от препаратов.

Невролог также можно назначить курс по методу Томатис – аудиальная реабилитация или лечение. Томатис – метод активного слушания, в рамках которого на мозг также воздействуют звуком. Сначала проводится аудиальный тест, и в зависимости от его результатов и вида расстройства подбирается программа звукозаписей. Томатис улучшает когнитивные способности, помогает контролировать эмоции и справляться с негативом, стабилизирует настроение. Мы практикуем и такой способ, как избавиться от апатии, как гирудотерапия. Его использование на энергетических центрах человека позволяет поднять уровень энергии. Кроме того, наши неврологи рекомендуют пациентам пройти курс массажа и программу сеансов в соляной пещере – они расслабляют, улучшают общее самочувствие, снимают соматические признаки.

В нашем центре представлен широкий круг специалистов различных направлений. Мы знаем, как лечить депрессии разных видов максимально эффективно. Мы индивидуально подходим к каждому пациенту, чтобы предложить такую терапию, которая лучше всего подойдет именно ему.

Детский психолог, Клинический психолог, Нейропсихолог

Невролог