Лечение вегето-сосудистой дистонии (ВСД)

всд

Лечение вегето-сосудистой дистонии (ВСД)

Многие слышали о диагнозе «Вегето-сосудистая дистония» (ВСД), но немногие знают, что сейчас она официально называется «Соматоформная дисфункция вегетативной нервной системы» (СДВНС). Это комплексное состояние, затрагивающее различные системы организма – начиная с психологического самочувствия и заканчивая пищеварением. Соответственно, профилактика и лечение ВСД (СДВНС) также должны быть комплексными.

Что такое ВСД?

Вегетативная нервная система (ВНС) – часть нервной системы, которая отвечает за функционирование внутренних органов, мышц, лимфатической и кровеносной систем, желез внешней и внутренней секреции и т.д. Данную систему еще называют автономной, потому что мы не можем сознательно влиять на ее работу (если не брать в расчет использование специальных технологий и методик). ВНС состоит из «подсистем», включая симпатическую и парасимпатическую:

1. основные задачи симпатической – усиление обмена веществ, мобилизация и подготовка организма к активной деятельности, то есть она затрачивает энергию и ресурсы;
  2. парасимпатическая отвечает за восполнение энергии и ресурсов, в том числе во время сна.

При ВСД нарушается слаженная работа этих двух систем. Возможны два варианта: либо она из них работает неадекватно активнее, чем другая, либо они обе конкурируют за «лидерство» в организме и попеременно побеждают. Дисбаланс приводит к целому ряду нарушений, затрагивающих различные органы – ведь ВНС регулирует работу всего тела.

Как правило, диагноз ставится в детском/подростковом возрасте (во время гормональной перестройки), у девочек встречается чаще, чем у мальчиков. Иногда симптомы уходят в пубертате по мере развития ВНС у подростка, иногда остаются и во взрослом возрасте, особенно в период 20-30 лет.

Симптомы вегето-сосудистой дистонии

Симптомы ВСД весьма разнообразны. Это даже не один синдром, а их комплекс:

• повышенное или пониженное артериальное давление, его резкие перепады;
  • тахикардия, боли в сердце, ощущение перебоев в его работе;
  • предобморочные состояния, обмороки;
  • головокружения, головные боли;
  • расстройства пищеварения, тошнота;
  • расстройства сна;
  • метеозависимость;
  • повышенная утомляемость, слабость;
  • повышенная нервозность, тревожность, беспричинное беспокойство, раздражительность;
  • эмоциональная лабильность, резкие перемены настроения;
  • панические атаки, чувство нехватки воздуха, одышка;
  • шум в ушах;
  • повышенное потоотделение;
  • холодные руки и ноги, озноб, дрожь в теле, в конечностях.

Конечно, не все эти симптомы проявляются у одного человека. Обычно состояние при ВСД определяет то, какая система более активна – симпатическая или парасимпатическая. Традиционная классификация ВСД включает 3 типа: гипертонический (повышенное давление, частое сердцебиение, панические атаки и т.д.); гипотонический (пониженное АД, повышенная утомляемость, слабость) и смешанный, когда наблюдаются признаки обоих типов.

Причины вегето-сосудистой дистонии

Точные причины возникновения ВСД неизвестны. Не исключаются наследственная природа, перенесенная в родах гипоксия, болезни младенческого возраста. Что касается взрослых, то симптомы вегето-сосудистой дистонии у женщин и у мужчин могут проявляться из-за неправильного (нерегулярного) питания, хронического недосыпания, постоянных стрессов, депрессии, неврозов и пр.

Провоцирующими факторами также способны стать физические и эмоциональные перегрузки, остеохондроз шейного отдела, черепно-мозговые травмы, злоупотребление алкоголем, употребление наркотиков и даже плохая экология. У женщин это расстройство проявляется во время гормональных перестроек (например, беременность, климакс). Иногда ВСД у детей и взрослых становится следствием эндокринных нарушений или хронических инфекционных заболеваний, так или иначе влияющих на работу вегетативной нервной системы.

Диагностика и профилактика ВСД

Учитывая более чем широкую симптоматику, диагностика вегето-сосудистой дистонии часто подразумевает обращение к нескольким специалистам. В целом СДВНС – так называемый диагноз исключения. Для него не существует специфических тестов, и он фиксируется со слов пациента. Но для постановки данного диагноза сначала необходимо исключить другие заболевания, подходящие под симптомы.

В зависимости от конкретных проявлений ВСД пациенту советуют посетить кардиолога, терапевта, невролога, гастроэнтеролога, эндокринолога и т.д. В некоторых случаях могут быть назначены дополнительные анализы и УЗИ (в частности, сердца, органов ЖКТ), электроэнцефалограмма и пр. Главная задача специалистов – убедиться, что симптомы вызваны именно ВСД, а не другими заболеваниями.

Если это возможно, важно определить, из-за чего усиливаются проявления ВСД. Знание провоцирующих факторов поможет снизить симптоматику. В первую очередь пациентам советуют придерживаться распорядка дня, включающего полноценный сон, правильно и регулярно питаться, вести физическую активность. Также рекомендуется снизить уровень стрессов, не злоупотреблять кофе, отказаться от алкоголя и пр. Однако таких относительно простых мер не всегда достаточно.

Лечение ВСД в центре Доктор Квант

Доктор Квант предоставляет комплексное лечение вегето-сосудистой дистонии. В ходе терапии мы используем как самые современные, так и традиционные, проверенные временем методики и технологии. Высокую эффективность при ВСД показывает биоакустическая коррекция (БАК). Она может применяться у детей и взрослых и почти не имеет противопоказаний. В рамках БАК на мозг воздействуют звуковые волны, что помогает достичь баланса в работе симпатической и парасимпатической систем. Как правило, пациентам назначается курс, включающий 15 сеансов.

Еще одна методика воздействия звуков на мозг – Томатис: нейросенсорная стимуляция, направленная на кору головного мозга. Она выравнивает эмоциональное состояние, помогает противостоять стрессам и иным негативным факторам. После курса пациент лучше осознает эмоции, анализирует их и свои реакции.

При ВСД важно отслеживать психологическое состояние, поскольку оно всегда оказывает значительное влияние на течение болезни. В центре работают высококвалифицированные психолог, семейный психолог, гипнолог. Для каждого случая подбирается соответствующая психотерапия. Она приводит в норму эмоциональный фон, улучшает общее самочувствие, позволяет решить текущие проблемы. Для детей применяются специальные методики – сказкотерапия, песочная терапия, телесно-ориентированная терапия (работа ведется с клиническим психологом).

Хороший эффект оказывает массаж. При ВСД чаще всего используется массаж с воздействием на триггерные зоны и вегетативные центры, а также релаксирующий, тонизирующий массажи, массаж по триггерным зонам. В результате сеансов улучшается самочувствие, нормализуется работа ВНС, улучшается кровообращение, уходит мышечное напряжение. Иногда пациентам требуются медикаменты для улучшения самочувствия и нормализации работы различных систем организма. В таких случаях мы рекомендуем посетить нашего невролога.

Также мы применяем гирудотерапию на вегетативные центры. Она оказывает общетонизирующее и общеукрепляющее действие, устраняет дисбаланс в работе нервной системы, уменьшает влияние триггеров на проявления ВСД, улучшает функционирование кровеносной и лимфатической систем. Мы отдельно разбираем каждый конкретный случай и задействуем все необходимые методики, чтобы добиться наиболее эффективных результатов и значительно снизить проявления соматоформной дисфункции вегетативной нервной системы.

Детский психолог, Клинический психолог, Нейропсихолог

Невролог